ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ лесному хозяйству, возмещение (добровольно либо по решению суда или арбитражного суда) гражданами и юридическими лицами вреда, причиненного ими лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в размерах и порядке, установленных законодательством РФ. В лесном законодательстве предусматривается гражданско-правовая (внедоговорная, деликтная) ответственность за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, где для исчисления размера ущерба используются таксы. Однако Гражданский кодекс РФ оперирует понятием «вред». Именно наличие вреда является обязательным основанием данной ответственности. Как указывается в п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред может быть причинен личности или имуществу. В соответствии со ст. 130 ГК РФ, леса и многолетние насаждения признаются недвижимым имуществом, поэтому в данном случае это имущественный вред. Имущественный вред нередко именуется ущербом. Наряду с понятиями «вред», «ущерб» широко применяется понятие «убыток». Убытком называется вред (ущерб), выраженный в деньгах, это денежная оценка имущественного вреда. В гражданском законодательстве сформулированы основные принципы возмещения вреда. Первый принцип - всеобщая обязанность возместить причиненный вред. Привлечение лесонарушителей к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред. Ст. 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено: «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред... Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине...» Всеобщность обязанности возмещения вреда, как принцип российского законодательства, не исключает некоторых особенностей его реализации. В лесных правоотношениях данный принцип реализуется существованием особого способа подсчета при помощи утвержденных такс. На сегодняшний день действуют Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 г. № 388. Второй принцип - полное возмещение причиненного вреда, доступного для исчисления. Так, в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 14 от 5 ноября 1998 г. «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» прослеживается новый подход к порядку исчисления ущерба, а именно: отсутствие такс или методик подсчета ущерба не может служить основанием для отказа в иске о возмещении вреда. В таком случае суд определяет размер ущерба по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды с учетом понесенных убытков, включая упущенную выгоду. Причинение вреда одним лицом др. является основанием возникновения обязанности возместить причиненный вред. Следовательно, потерпевший не должен доказывать ни противоправность действий причинителя вреда, ни его вину (непринятие правонарушителем всех возможных мер по предотвращению вреда). Наличие их резюмируется. В связи с этим причинитель вреда может освободиться от ответственности, лишь доказав их отсутствие. В п. 1 ст. 1064 ГК РФ содержится принцип полного возмещения вреда. Вместе с тем закон предусматривает некоторые исключения из данного принципа, допуская изменение размера возмещения в сторону уменьшения размера возмещения (в двух случаях - при грубой неосторожности самого потерпевшего и с учетом имущественного положения гражданина - причинителя вреда, ст. 1083 ГК РФ) или в сторону увеличения размера возмещения (напр. компенсация морального вреда, как предусмотрено п. 3 ст. 1099 ГК РФ, осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, т. е. сверх его возмещения). Таким образом суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно. Однако это правило не распространяется на юридические лица. При обнаружении лесонарушения уполномоченные лица составляют Протокол о нарушении лесного законодательства в порядке и сроки, указанные в Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Госкомитета СССР по лесному хозяйству от 22.04.86 г. № 1. На сегодняшний день Инструкция действует в части, не противоречащей действующему законодательству. Ущерб возмещается добровольно либо в судебном порядке (в зависимости от субъектного состава - суд общей юрисдикции или арбитражный суд).
|