Объекты лесных отношений, лесной фонд РФ, участки лесного фонда, права пользования ими; леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими; древесно-кустарниковая растительность (согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ). Гражданский кодекс РФ (ст. 129) делит объекты гражданских прав на три группы, приняв за основу деления их оборотоспособность. Под оборотоспособностыо подразумевается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица к др. в порядке универсального правопреемства либо иным способом. Первая группа - свободно обращающиеся объекты, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к др. (древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения и землях поселений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц). Вторая группа - объекты, ограниченные в обращении (участки лесного фонда, права пользования ими; участки лесов, не входящих в лесной фонд, права пользования ими). Третья группа - объекты, полностью изъятые из оборота (лесной фонд, леса на землях обороны). Ограничение обороноспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов (напр. природные ресурсы) могут находиться в обороте только по специальным разрешениям (права пользования участками лесного фонда). Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборотоспособности, Гражданский кодекс РФ особо выделил землю и др. природные ресурсы. Указанные объекты могут отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к др. в той мере, в какой оборот таких объектов допускается законами о земле и др. природных ресурсах (п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ). В данном случае гражданское законодательство отдает приоритет в решении этого вопроса лесному законодательству. Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Участки лесного фонда находятся в ограниченном обороте, т. е. могут предоставляться на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии, краткосрочного пользования. С участками лесного фонда возможно совершение только тех сделок, которые прямо указаны в Лесном кодексе РФ. Участки лесов, не входящих в лесной фонд, находятся в еще более ограниченном обороте, чем участки лесного фонда, т. к. они могут предоставляться только в безвозмездное пользование и краткосрочное пользование (п. 2 ст. 22 Лесного кодекса РФ). Купля-продажа, залог и совершение др. сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов. Согласно п. 3 ст. 12, сделки с правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством РФ, а в части неурегулированной им, -гражданским законодательством. Лесной кодекс РФ, как и Гражданский кодекс РФ (ст. 128), причисляет к объектам правоотношений имущественные права (в данном случае - права пользования). Более того, ст. 615 Гражданского кодекса РФ допускает осуществление сделок с имущественными правами: «Арендатор вправе с согласия арендодателя ...отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, если иное не установлено настоящим кодексом, другим законом и иными правовыми актами». Лесной кодекс РФ в ст. 24 определяет порядок совершения сделок, влекущих переход права пользования. Объекты лесных отношений являются недвижимым имуществом.
Деление вещей на движимые и недвижимые основано на естественных свойствах объектов гражданских прав. К недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, в т. ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т. д. (ст. 130 Гражданского кодекса РФ). Характерным признаком большинства объектов недвижимости является их неразрывная связь с землей. Специфика правового режима недвижимого имущества заключается в том, что возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности и др. вещных прав на него происходит в особом порядке, который обычно требует соблюдения обязательной письменной формы и обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре, ведение которого возлагается на учреждения юстиции.
|