Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей
Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, категория защитности лесов первой группы; полосы лесов на территории земель лесного фонда, размещённые по обеим сторонам железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского или областного значения. Предназначены для защиты от аэродинамических влияний, снежных и песчаных заносов, предотвращения появления эрозионных процессов на смежных к путевому полотну землях и осуществления санитарно-гигиенических и эстетических функций, а также для понижения уровня шума от транспортных средств и предотвращения загрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспорта. Ширина полос леса, примыкающих к железнодорожным магистралям, составляет не менее 500 м, вдоль автомобильных дорог - не менее 250 м. Ширина защитных полос леса вдоль дорог исчисляется от границы полосы отвода земель транспорта, но не менее 15 м от основания аграрного полотна железной и автомобильной дороги. Ширина защитных полос леса вдоль железных и автомобильных дорог в зонах пустыни и полупустыни на участках, склонных песчаным заносам; в районах с вечной мерзлотой; в горных районах на участках с небезопасными эрозионными процессами, селевыми потоками, снежными лавинами; в местах, склонных наводнениям, паводкам, сейсмическим и др. неконтролируемым явлениям, должна быть установлена с учетом снабжения защиты дорог от влияния неудачных факторов. Имеющиеся в пределах предохранительных полос леса вдоль дорог не покрытые лесной флорой земли, годные для произрастания леса, должны быть закультивированы. По данным на 01. 01. 2003 г. , эта категория защитности лесов первой группы занимает 3,8 млн га, или 3 % общей площади лесов первой группы.