Вывозка древесины, перемещение деревьев, древесных хлыстов или сортиментов с лесосеки или верхнего склада до пункта переработки или мест хранения с помощью транспортных средств по лесовозным дорогам и дорогам всеобщего пользования. В лесном хозяйстве широко применяются как грузовые автомобили всеобщего назначения повышенной проходимости - ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-377, КамАЗ-4310, оснащённые кониками и прицепами-роспусками, так и особые лесовозные автомобили - МАЗ-509, МАЗ-642225, МАЗ-5334, Урал-43204. Особые лесовозные автомобили оборудуются складывающимся дышлом и механизмом для погрузки роспуска на шасси автомобиля при холостом переезде. В больших лесозаготовительных предприятиях при хлыстовой заготовке погрузку древесины на верхнем складе выполняют челюстным лесопогрузчиком на базе тракторов ТТ-4 или ТЛТ-100, который за один цикл захватывает пачку объемом 3-4 м3 и, перекидывая ее через себя, загружает в автомобиль. При разработке мелких лесосек используются преимущественно лесовозные автомобили и автопоезда, оснащённые гидроманипуляторами для погрузки и выгрузки древесины. Оператор-водитель поштучно укладывает хлысты или сортименты из штабеля на автомобиль, единовременно проводя их сортировку. Кроме того, употребляется автопоезд ЛТ-25, который состоит из базового автомобиля ЗИЛ-131 и прицепа-роспуска, оснащённого 2-барабанной лебедкой и трособлочной системой. Стойки коников откидные. Они компонуют наклонную поверхность, по которой производится натаскивание хлыстов на автопоезд. Длительность погрузки - 20 мин, выгрузки - 8 мин. Для вывозки древесины отстраивают сеть лесовозных дорог. От магистральной лесовозной дороги отходят лесовозные усы, которые подходят к каждой делянке и погрузочной площадке. Вдоль лесовозного уса на расстоянии 70-80 м друг от друга делают карманы, в которые упаковывают подтрелеванные хлысты комлями в сторону грузового движения на расстоянии 8-10 м от оси дороги. Выбор метода погрузки в лесотранспортные средства зависит от принятой технологии лесосечных работ. В. сортиментов к дорогам всеобщего пользования на расстояние до 10 км нередко реализовывается погрузочно-транспортной машиной - сортиментовозом, что дозволяет уменьшить траты на строительство лесовозных дорог и усов. Грузоподъемность сортиментовозов - 8-10 т. Благодаря более невысокому давлению на грунт по сопоставлению с автомобилем, сортиментовозы не повреждают почву и достигают высокой эффективности. В. сортиментов по дорогам всеобщего пользования на немалые расстояния реализовывается автомобилями-сортиментовозами в составе автомобиля и одного или двух прицепов. Грузоподъемность таких автопоездов - 25-40 т. Для транспортировки щепы применяют автопоезда, состоящие из седельного тягача и полуприцепа с коробчатым кузовом (щеповоза), для транспортировки короткомерных сортиментов и дров - автопоезда в составе бортового автомобиля и одного или двух автоприцепов с нарощенными бортами. Правилами путевого движения по автомобильным дорогам всеобщего пользования на транспортные средства накладываются габаритные ограничения. Высота транспортных средств не должна превосходить 4 м, ширина - 2,5 м. Ограничивается длина автотранспортных средств: одиночный автомобиль - не более 12 м, автопоезд с полуприцепом или с одним прицепом - не более 20 м, с двумя и более прицепами - не более 24 м. Свес груза от крайней задней точки транспортного средства (он входит в указанную общую длину автопоезда) не должен превосходить 2 м. Узкоколейный железнодорожный транспорт для В. применяется большими лесозаготовительными предприятиями, однако его доля в всеобщем объеме вывозки незначительна.
|