Самолет-танкер, самолет, имеющий внутри фюзеляжа емкость (танкер), заполняемую водой или специальными водными огнетушащими составами, сбрасываемыми на очаг (кромку) лесного пожара с целью остановки распространения горения и тушения пожара. Опытные работы по прокладке заградительных полос и тушению кромки лесных пожаров водой и водными растворами химических веществ с баков, установленных на воздушном судне, были проведены в 1932-1933 гг. Однако по техническим причинам и невозможности создания смоченной полосы под пологом леса с концентрацией 2 л на 1 м2, Самолету-танкеру не нашли применения в практике тушения лесных пожаров. Начиная с 1970 г. был разработан ряд новых типов авиатанкеров.
Самолеты-танкеры (Ан-2П, Ан-26П, Ан-32П и Ил-76), работающие с сухопутных аэродромов, заправляются огнетушащими растворами из специальных емкостей или пожарных цистерн. Самолет-танкер в гидроварианте (Бе-12П, Бе-200П) забор воды производят при глиссировании по водной акватории. Наиболее эффективны самолеты-танкеры Ан-2П и Бе-12П. В США и Канаде с 1944 г. на тушении используют гидросамолеты, амфибии и самолеты, взлетающие с сухопутных аэродромов, с баками емкостью от 640 л до 12 000 л. Оптимальным для использования считают лесопожарный самолет CL-215 (последняя модель CL-450) с полезной загрузкой огнетушащей жидкости 5500 л. Вода, сливаемая с воздушных танкеров на кромку лесных пожаров, в обязательном порядке должна содержать добавку огнетушащих химических веществ, повышающих ее огнетушащие свойства (в США - Фосс-Чек, в России -OC-Al и ОС-А2).
|