Аэрофотоаппарат, оптико-механический
автоматизированный прибор, служащий для получения с воздуха снимков земной поверхности.
Основными частями аэрофотоаппарата (АФА) являются кассетная часть, в которой
помещается аэроплёнка и механизм для её перемотки по мере экспонирования, а
также для выравнивания и приведения её в фокальную плоскость перед экспозицией.
Выравнивание производится механическим или пневматическим способом. В
современных цифровых фотоаппаратах аэроплёнка не применяется. В корпусе аэрокамеры
размещаются объектив и распределительный механизм, связывающий в определенной
последовательности работу всех устройств и частей аэрофотоаппарата. В качестве
двигателей в современных аэрофотоаппаратов применяются почти исключительно
электромоторы постоянного тока. Аэрофотообъектив предназначен для построения
изображения в фокальной плоскости аэрофотоаппарата. Оптическую систему аэрофотоаппарата
составляют светофильтры, корригирующие насадки и объектив. Аэрофотоаппарат
подразделяются на топографические и дешифровочные. Конструкция топографических аэрофотоаппаратов
обеспечивает получение снимков, пригодных для высокоточных измерений при картографировании.
Отечественные А. подразделяются по размеру кадра на малоформатные (меньше 18x18
см), нормального формата (18x18 см) и крупноформатные (более 18x18 см).
Распространенный формат кадра зарубежных аэрофотоаппаратов обычно составляет
23x23 см. Кроме того, аэрофотоаппарат подразделяются на широкоугольные (2b >
70°), нормальные (70° >= 2b >= 50°) и длиннофокусные (2b < 50°), где b
- угол наклона проектирующего луча относительно оптической оси. Широкоугольные аэрофотоаппараты
с углом 2(3, значительно превышающим 100°, иногда называют сверхширокоугольными.
В современных аэрофотоаппаратах применяют 3 типа затворов: центральные, жалюзи
и шторно-щелевые. Их назначение - пропускать световую энергию через объектив в
течение определённого промежутка времени. Наряду с аналоговыми аэрофотоаппаратами
в настоящее время начинают использовать цифровые аэрофотосъёмочные системы (ЦАС),
которые обладают рядом преимуществ. К ним относятся: более короткий
технологический цикл, за счёт исключения процедур фотографической обработки плёнки
и оцифровки негативов; более высокое фотографическое качество изображений;
возможность оперативного контроля получаемых аэрофотоснимков непосредственно в
процессе съёмки. ЦАС обычно состоит из модуля камеры с набором датчиков, бортовой
ЭВМ, съёмных блоков памяти для хранения данных. Система датчиков обеспечивает
точность наведения камеры, чёткость и цветовую насыщенность получаемых
изображений. Аэрофотоаппарат размещается на специальной аэрофотоустановке, которая
связывает его с самолётом и служит для сохранения заданного положения
аэрокамеры в полёте, уменьшения амплитуд колебаний, вызываемых вибрацией самолёта,
гашения ударов и толчков при взлётах и посадках. Автоматическое сохранение
требуемого положения аэрофотоаппарата при аэрофотосъёмке достигается с помощью гиростабилизирующих
установок. Иногда на борту воздушного судна устанавливают несколько аэрофотоаппаратов,
которые работают автономно для получения разномасштабных снимков или
одновременно от единого управляющего командного прибора для получения
многозональных аэрофотоизображений.
|