Погрузочно-транспортная машина, машина, предназначенная для погрузки, транспортировки и разгрузки древесины. Различают 2 типа погрузочно-транспортных машин: 1) на базе тракторов и специальных шасси высокой проходимости, оснащенных гидроманипуляторами (форвардеры), и 2) на базе автомобилей. Первый тип погрузочно-транспортных машин предназначен для сбора сортиментов, заготовленных непосредственно на месте валки, для погрузки и транспортировки на верхний склад или к дорогам общего пользования (оптимальное расстояние — до 2 км), разгрузки, складирования сортиментов в штабели или погрузки в транспортные средства общего пользования. Форвардеры-сортиментовозы обладают высокой проходимостью и маневренностью, относительно низким давлением на грунт, как правило имеют шарнир но-сочлененную раму, 4-, 6- или 8-колесное шасси. В лесном хозяйстве РФ применяют отечественные форвардеры МЛ-131 А, МЛ-133, МЛ-104, ТЛК-6А-04 и др.
Все форвардеры имеют сходную конструкцию. На передней полураме смонтированы двигатель, кабина, гидронасос, сзади кабины установлен гидроманипулятор и ограждение для предупреждения сдвигания вперед сортиментов. Задняя полурама имеет стойки, между которыми укладываются сортименты. Полурамы соединены мощным шарниром и двумя гидроцилиндрами, осуществляющими «слом» рамы и поворот машины. При работе погрузочно-транспортная машина движется по трелевочному волоку или пасеке и загружает предварительно заготовленные сортименты. Стрела манипулятора, как правило, имеет угол разворота не менее 270°, ротатор, разворачивающий захват на конце стрелы манипулятора, вращается на 360°. В связи с этим сбор и погрузка сортиментов могут осуществляться с обеих сторон форвардера. Большинство форвардеров имеет реверс рабочих скоростей и поворотное сиденье оператора с дублированным управлением переднего и заднего движения.
Поэтому на лесосеку погрузочно-транспортная машина может заходить задним ходом, а после полной загрузки без разворота двигаться в направлении складирования сортиментов. При разгрузке и складировании сортиментов оператор может одновременно осуществлять их сортировку и укладку в разные пачки. Погрузочно-транспортные машины на базе автомобилей применяют для вывозки хлыстов и сортиментов с верхнего склада лесосеки к потребителю. В лесном хозяйстве используют автомобили повышенной проходимости: ЗИЛ-131, Урал-375, Урал-377, КамАЗ-43105, оборудованные специальными погрузочными средствами или гидроманипуляторами. На погрузке и вывозке хлыстов используют специальное трособлочное оборудование ЛТ-25 и ЛМ-7 на автомобиле ЗИЛ-131 с прицепом-роспуском. Наибольшее распространение получили погрузочно-транспортные машины на базе автомобилей, оборудованные гидроманипуляторами с грузовым моментом 70-93 кН. м и вылетом стрелы до 8 м. Автопоезд-хлыстовоз ТМ-39 на базе автомобиля Урал-4320 и прицепа-роспуска ГКБ-9362 имеет грузоподъемность 12 400 кг, общую массу - 27 500 кг. Автопоезда-сортиментвозы комплектуются двух-и трехосными прицепами и предназначены для перевозки сортиментов длиной до 8 м.
|