Каток - орудие для уплотнения верхнего слоя почвы, дробления больших комьев, выравнивания поверхности почвы, разрушения почвенной корки, образующейся после дождя, а также прикатывания зеленых удобрений. В зависимости от формы рабочей поверхности различают гладкие цилиндрические, кольчато-шпоровые, кольчато-зубчатые, гладкозубчатые и кольчатые К. Гладкие щ-шиндрические К. уплотняют верхний слой почвы на глубину 4-6 см и разравнивают его. Для увеличения массы К. наполняют водой. Гладкозубчатые К. наряду с уплотнением почвы раздробляют почвенные комки. Кольчато-шпоровые и кольчато-зубчатые К. разравнивают поверхность пашни, оставляя верхний пахотный слой почвы на глубину 2-4 см сыпучим, а более бездонный (4-8 см) - уплотненным. Кольчатые К. уплотняют верхний слой почвы, делая поверхность пашни волнистой. Каждая из 3-х секций водоналивного гладкого К. ЗКВГ-1,4 представляет собой пустотелый металлический цилиндр диаметром 700 мм, длиной 1400 мм, объемом 500 л. Величина давления К. на почву зависит от количества воды, залитой в цилиндр. При полном заполнении цилиндра водой сила давления катка на почву составляет 60 Н на 1 см ширины захвата. Рама К. сварная. У рамы переднего К. имеются прицепные скобы, к которым присоединены два задних К. От налипшей почвы К. очищаются особыми чистиками, кои прижимаются к его поверхности пружинами. Величину натяжения пружин можно направлять. В транспортном положении секции К. помещаются друг за другом. Агрегатируется с тракторами МТЗ-80, ЛТЗ-55. Кольчато-шпоровый К. ЗККШ-6 состоит из трех секций, размещённых в шахматном порядке. Рабочие органы - шпоровые диски диаметром 520 мм, вольно надетые на ось. Рама сварная, имеет форму верного четырехугольника, на к-ром расположен балластный ящик. Давление К. при работе без балласта - 24 Н на 1 см захвата, с балластом - 42 Н на 1 см. Ширина захвата трех секций - 6,1 м. Агрегатируется с тракторами МТЗ-80, ЛТЗ-55. Кольчато-зубчатый К. ККН-2,8 прицепной, односекционный, с захватом 2,8 м. Имеет десять кольчатых и десять зубчатых колес. Давление на почву регулируется массой груза, укладываемого в балластный ящик.
|