Лесоустройство, 1) научная дисциплина, изучающая лесоводственные и экономические основы ведения лесною хозяйства, планирования лесохозяйственной деятельности и лесопользования. Лесоустройство изучает и обусловливает возрасты зрелости леса, обороты рубок и возрасты рубок главного пользования, разрабатывает наиболее действенные методы рубок и лесовозобновления, целесообразные способы инвентаризации и учета лесного фонда, совершенствует способы учета лесных ресурсов, определение размера главного пользования; дает рекомендации по планированию комплекса лесохозяйственных деяний, предлагает основные принципы и способы экологического лесопользования; выполняет изучения и теоретические разработки по проблемам и запросам практики лесоустройства. Лесоустройство тесно связано с таксацией леса, лесоводством, почвоведением, ботаникой, геоботаникой и др. научными дисциплинами.
2) Специализированный вид лесохозяйственной деятельности, обеспечивающий выполнение работ по оценке состояния лесов, обнаружению наличия древесных и недревесных ресурсов леса, а также планирование деяний, направленных на рациональное употребление, воспроизводство, охрану и защиту лесов, увеличение их эффективности и стабильности.
Лесоустройство соблюдает следующие основные настояния, определённые лесным законодательством: сохранение и нарастание средообразующих, водоохранных, предохранительных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных свойств леса в интересах охраны здравия человека; многоцелевое непрерывное и неиетощительное пользование лесным фондом для ублаготворения потребностей общества и некоторых граждан в древесине и др. лесных ресурсах; воспроизводство, совершенствование породного состава и качества лесов, увеличение их эффективности и экологических свойств, защита лесов от повреждения вредителями и хворями, от лесных пожаров; рациональное пользование земель лесного фонда; увеличение эффективности лесного хозяйства на основе единой технической политики, употребления достижений науки, техники и передового опыта; сохранение биологического многообразия и объектов историко-культурного и естественного наследия.
При проведении лесоустройства определяют границы участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, выполняют внутрихозяйственную организацию территории в лесхозах, заповедниках, национальных парках федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и др. федеральных органов исполнительной власти и муниципальных образований, в ведении которых имеются организации, ведущие лесное хозяйство; осуществляют топографо-геодезические работы и особенное лесное картографирование; проводят инвентаризацию лесного фонда с определением породной и возрастной структуры, состояния и биологической стабильности; обусловливают качественные и количественные характеристики лесных ресурсов; постигают лесорастительные условия территории лесхоза и их воздействие на состав и рост древостоев, ход лесовосстановления по группам типов леса или типам лесорастительных условий, а также воздействие лесохозяйственных деяний на состояние лесов; постигают экономические условия ведения лесного хозяйства в лесхозе, их связь с лесной промышленностью, деревенским хозяйством, транспортом, зажиточность лесхоза трудовыми ресурсами, машинами, механизмами; выявляют признаки, необходимые для дальнейших расчетов при планировании; разбирают прошлое и современное состояние лесного хозяйства и пути его совершенствования; подготавливают предложения о переводе лесов из одной группы или категории защитности первой группы в др., переводе не покрытых лесной флорой земель в покрытые, нелесных земель в лесные; разрабатывают основы организации хозяйства; аргументируют вероятный размер пользования древесиной, помещение пользования по территории, виды, размеры и режим др. видов лесопользования, объемы лесохозяйственных деяний; обусловливают организацию управления лесным хозяйством в лесхозах; осуществляют разнообразные лесобиологические и особые обследования; проводят присмотр за выполнением лесоустроительных проектов.
Согласно лесоустроительной инструкции, при лесоустройстве также составляют основные положения организации и формирования лесного хозяйства субъектов РФ; выполняют разработку планов рубок и подсочки леса, отвод лесосечного фонда и материально-денежную оценку, разработку проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, проектов организации и употребления участков лесного фонда, арендуемых в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях, а также для охотничьего хозяйства.
В процессе лесоустройства выполняется инвентаризация малоосвоенных лесов фотостатистическим способом, основанным на употреблении аэрофотосъемки и космической съемки; выявляется и проводится учет текущих трансформаций в лесном фонде в итоге хозяйственной деятельности и неконтролируемых бедствий по данным аэрокосмической съемки; проводится освидетельствование мест рубок главного пользования по материалам крупномасштабной аэрофотосъемки; обусловливается товарная и сортиментная структура ветровалов; проводится кадастровая оценка лесов, лесопаркоустройство, инвентаризация урбанистических насаждений и др. Важнейший этап в формировании лесоустройства - увеличение уровня автоматизации и технической организации на разнообразных стадиях работ. Лесоустройство широко применяет аэрофото- и космические снимки, информационные и геоинформационные (ГИС) технологии.
Различают первичное, повторное и непрерывное лесоустройство. Первичное лесоустройство проводится в лесном фонде, где прежде оно не проводилось. Повторное лесоустройство выполняется в прежде устроенных объектах через каждые 10-15 лет с целью учета трансформаций, произошедших в лесном фонде за данный период, оценки результатов хозяйственной деятельности и составления лесоустроительного проекта организации и ведения лесного хозяйства на будущий ревизионный период. При непрерывном лесоустройстве реализовывается годичный сбор и обработка данных о состоянии лесного фонда лесхоза, выполненных объемах и качестве лесохозяйственных деяний, видах и объемах лесопользования, а также определение объектов и объемов лесохозяйственных работ, дозволенных объемов лесопользования на следующий год.
В настоящее время лесоустроительные работы выполняются по контрактам (договорам) лесоустроительных предприятий и экспедиций с территориальными органами исполнительной власти в области лесного хозяйства, а также с др. предприятиями и организациями, ведущими лесное хозяйство. Отношения между ними определяются лесоустроительной инструкцией и решениями совместно проводимых совещаний. При этом обязательства лесоустроительных экспедиций и партий сводятся, гл. обр. , к снабжению уместного и качественного проведения всего комплекса лесоустроительных работ в объекте в соответствии с настояниями действующей инструкции и решениями совещаний. Они обязаны также ежемесячно представлять заказчику акты сдачи-приемки выполненных объемов работ.
На основе материалов лесоустройства ведется государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда по единой для РФ системе, обусловливается годичный размер рубок главного и переходного пользования; исполняются особые инженерные изыскания и целевые обследования в лесном фонде с дальнейшим составлением технических проектов на сотворение объектов лесохозяйственной деятельности.
На базе материалов лесоустройства лесхозов разрабатывается сводный проект организации и ведения лесного хозяйства в лесном фонде субъектов РФ, собираются карты лесов, созидается информационная база лесного мониторинга.
Лесоустроительные работы в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, осуществляют федеральные государственные унитарные лесоустроительные предприятия, подчиненные федеральному органу исполнительной власти в области лесного хозяйства. В их составе имеется 37 лесоустроительных экспедиций и около 400 лесоустроительных партий.
Отечественным лесоустройством выполнена огромная работа по приведению в известность лесного фонда. По состоянию на 1916 г. в Рф-ии было учтено около 535 млн га лесов, т. е. только 43 % от фактически находившихся на её территории. Полностью все леса б. СССР были приведены в известность к 1957 г. , в т. ч. наземными дешифровочными способами - 32 % площади лесов, аэровизуальным и аэротаксационным способами - 68 %.
Роль лесоустройства в лесном хозяйстве страны велика и многогранна. Лесоустройство является проводником технической политики и научно основательных форм лесоуправления, ведения лесного хозяйства и целесообразного применения лесных ресурсов, устанавливает лучшие нормы непрерывного и неистощительного пользования лесом, предоставляет планирующим органам всех уровней управления лесным хозяйством систематическую информацию о наличии лесных ресурсов, динамике лесного фонда, проектирует меры по совершенствованию его состояния, повышению эффективности лесов и стабилизации экологического состояния окружающей среды.
Лесным законодательством определено, что лесоустроительные проекты и др. документы лесоустройства, утвержденные в установленном порядке, объявляются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования, прогнозирования пользования лесным фондом и субсидирования лесохозяйственных работ. Лесной кодекс РФ запрещает ведение лесного хозяйства и лесопользования без проведения лесоустройства.
Материалы лесоустройства по изученности лесов, наличию и состоянию лесных ресурсов объявляются основной информационной базой технического планирования в лесном хозяйстве и др. отраслях экономики страны, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные, природоохранные и др. небезполезные свойства лесов. Без данных лесоустройства невозможен контроль за состоянием и употреблением лесных богатств, воздействием на них негативных антропогенных и естественных факторов, степенью целесообразности употребления земель лесного фонда и уровнем хозяйственной деятельности в нем.
М. М. Орлов так обусловил роль лесоустройства в лесной отрасли: «Лесоустройство без лесоуправления мертво, а лесоуправление без лесоустройства слепо». Приблизительно аналогичную оценку его роли в лесохозяйственном проектировании дали общеизвестные лесные экономисты П. В. Васильев и Н. В. Невзоров в середине XX в.: «. . . ведение лесного хозяйства без лесоустройства - это все равно, что строительство, осуществляемое без проекта и сметы».