Лесовозная дорога, дорога, предназначенная для вывозки с лесосеки древесины (древесных хлыстов, деревьев, сортиментов) к местам её последующей переработки или временного хранения. Лесовозные дороги подразделяются на автомобильные, железные и грунтовые. Основная часть заготовленной древесины вывозится по автомобильным дорогам лесовозными автомобильными поездами, состоящими из автомобилей-тягачей и прицепов. Вывозка с лесосек короткомерной древесины, щепы и древесных отходов проводится контейнерными автопоездами. Железные дороги имеют нормальную и узкую колеи. Лесовозный поезд узкоколейных железных дорог состоит из тепловоза (магистрального - на магистралях и ветках и маневрового - на лесовозных усах) и лесовозных вагонов-сцепов, предназначенных для транспортировки древесных хлыстов и деревьев. Сортименты транспортируют на особых платформах. Прямая вывозка заготовленной древесины трелевочными тракторами (обычно по грунтовым дорогам) к нижнему складу или пункту расходования используется ограниченно.
По сроку действия лесовозные дороги подразделяются на постоянные (круглогодового действия), сезонные и временные (лесовозные усы). К постоянным относятся грузосборочные дороги. Они обслуживают несколько лесозаготовительных предприятий; каждое предприятие вывозит древесину к перегрузочным пунктам, размещённым у трассы. Дальше древесину вывозят к пункту примыкания грузосборочной дороги, к магистрали Л. д. (основной участок лесовозных дорог, обслуживающий лесосырьевую базу предприятия весь период её существования или в течение значительной его части), ветке (примыкающие к магистрали Л. д. ответвления, обслуживающие часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет; срок действия веток зависит от размеров лесных массивов и очередности их освоения; расстояния между отдельными ветками составляет в районах с усиленным ведением рубок -2-3 км, в лесоизбыточных районах - 4-6 км). Существует несколько категорий постоянных автомобильных лесовозных дорог по типу покрытия (в зависимости от ежегодной грузонапряженности). Дороги более возвышенных категорий имеют усовершенствованные капитальные покрытия, дороги более невысоких категорий - промежуточные и низшего типа покрытия - щебеночные, гравийные, улучшенные грунтовые. Грузосборочные автомобильные дороги имеют, как правило, асфальто- и железобетонное покрытие. Основные материалы покрытия магистральных автомобильных дорог - гравий и щебень. Для увеличения несущих свойств грунтов в некоторых случаях используют разнообразные органические и минеральные вяжущие материалы.
Лесовозные дороги сезонного действия предназначены для эксплуатации в летнее или зимнее время. Зимние автомобильные лесовозные дороги предназначены для освоения лесосек на малосильных и заболоченных грунтах, где эксплуатация транспортных средств в летнее время затруднена или экономически невыгодна. Зимние лесовозные дороги эксплуатируются один или несколько зимних сезонов. Основание таких дорог готовится летом путем грубой планировки местности, а с наступлением первых морозов заболоченные участки упрочивают настилом из тонкомерных стволов и сучьев и уплотняют проходами легких тракторов. Покрытием для зимних лесовозных дорог служит прикатанный слой снега или слой льда толщиной 30-40 см. Трассы таких дорог обыкновенно прокладывают по водоразделам, поймам рек и др. участкам, минуя резкие подъемы и спуски. Временные лесовозные дороги - лесовозные усы - предназначены для освоения некоторых лесосек и примыкают к ветке или магистрали. Срок действия таких дорог - не более года.
Транспортная сеть лесозаготовительного предприятия состоит, как правило, из одной магистрали, нескольких веток и немалого количества лесовозных усов. В горных условиях для вывозки древесины в основном применяют автомобильные дорога. Трассы горных лесовозных дорог прокладывают в зависимости от грунтовых условий по долинам, надпойменным террасам, склонам косогоров, пологам водоразделам таким образом, чтобы как можно больше понизить уклон транспортного пути. Покрытие горных лесовозных дорог на магистралях и ветках - гравийное и щебеночное, на лесовозных усах - грунтовое и грунтово-щебеночное. По ежегодной интенсивности транспортировок горные лесовозные дороги подразделяются на несколько категорий, отличающихся эксплуатационными параметрами. Лесовозные дороги, помимо перевозки разнообразных лесоматериалов, могут применяться и для лесохозяйственных целей, в т. ч. при проведении рубок ухода, заготовке лесохимического сырья и др. Согласно правилам отпуска леса (древесины) на корню, лесопользователи обязаны сохранять и приводить в надлежащее состояние нарушенные при заготовке древесины и транспортировке других грузов дорога, мосты и др. сооружения. По завершении срока вывозки древесины основные лесовозные дороги, перечень которых обусловливается сообразным трактатом, должны быть переданы лесхозу в состоянии, годном для их последующего хозяйственного употребления.
|