Лесной кодекс (от лат. codex - книга), федеральный закон, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права, в данном случае - лесное хозяйство и лесопользование. Исторически в Рф-ии под «кодексом» понимался свод законов, посему данный термин длительное время рассматривался как синоним термина «судебник» (свод или кодекс судебных законов). В современной Рф-ии кодексы относятся к высшей категории федеральных законов (Административный кодекс, гражданский кодекс, Водный кодекс, земельный кодекс, Лесной кодекс, уголовный кодекс и т. д. ). До творения первого лесного Устава лесное законодательство Рф-ии развивалось в виде некоторых царских указов и обусловленных ими подзаконных актов, издаваемых государственными ведомствами, ответственными за управление лесами. Первый «Устав о лесах» был разработан при императрице Екатерине II и введен в силу двумя её указами: от 28 марта 1786 г. и 10 июня 1787 г. Первый указ распространял действие «Устава о лесах» на губернии северной и средней полосы Европейской Рф-ии. Губернаторам отдавалось распоряжение провести описание, обмежевание и деление на части казенных лесов. Впервые в этом Указе предписывалось самостоятельно от видов собственности и управления лесами отделить одну пятую часть «высокоствольных черных и красных лесов», окопать их рвами, назвать заказниками и беречь «на государственное знатное и важное кораблестроение». Рубка этих заказников дозволялась только по именному или сенатскому указу. Остальные казенные леса разделялись на лесосеки, число которых определялось «сообразно местоположению» и составу лесов, детально детализировалась нарезка ежегодных лесосек и лесовозобновление на них после лесозаготовки. Особый Указ 10 июня 1787 г. распространял действие «Устава о лесах» на полуденную полосу Европейской Рф-ии (юг России). Этим указом 10 губернаторам предписывалось «для заведения и умножения лесов в степях Екатеринославской губернии и области Таврической» сеять и садить леса в казенных дачах, приглашая для этого частных владетелей земли и награждая отличившихся. На эти цели выделялось целевое субсидирование из Императорского кабинета. Дальнейшее формирование главный закон о лесах получил в 1789 г. в связи с изданием Лесохозяйственной (Форстмейстерской) инструкции, в коей предусматривались обязанности по охране, накоплению и отпуску леса, посадке, закладке лесных культур. Согласно инструкции, ответственность за леса в губерниях страны возлагалась на обер-форстмейстеров и форетмейстеров. Кратковременное правление императора Павла I период упорядочивания государственного ведения лесного хозяйства. Во многом это связано с результатами т. н. «экспедиций» императора 1797-1798 гг. , в ходе которых он знакомился со страной, объезжая её европейскую часть, в основном многолесные регионы. Решение Павла I создать специальную государственную структуру, коя вошла в историю под названием «Лесной департамент», было последовательным продолжением всех бывших усилий государства отвратить расхищение и бездумное изничтожение общего достояния - лесов. Указом императора Павла I от 26 мая 1798 г. было впервые закреплено право собственности государства и ответственности государства за все леса Рф-ии. К 1905 г. был разработан Устав лесной как главный государственный законодательный акт о лесах. Он включал разработанные и введенные в действие нормативы и регламенты лесного хозяйства и лесопользования, важными из которых были: • Вальдмейстерская инструкция (1722), определившая начала лесоустройства в России; • Форстмейстерская инструкция (1769), определившая начала обязанностей лесной администрации по охране, накоплению, отпуску леса, по его посадке и закладке лесных культур; • Первые упрощенческие (одинаковые для всех губерний России) лесные таксы, определявшие размер платы за отпускаемый на корню лес (1799); • Положение о постоянной лесной страже по ведомству Министерства финансов (1832), заложившее начала лесной охраны в лесном хозяйстве; • Положение о Корпусе лесничих (1839), закрепившее профессиональные настояния к руководящим труженикам и подневольность лесного хозяйства от лесных наук и лесного образования; • Инструкция для таксационных работ в лесных дачах, избираемых для ведения верного лесного хозяйства (1845), ставшая первой лесоустроительной инструкцией и определившая все дальнейшее формирование лесоустройства в России; • Положение о лесной страже в казенных лесах (1869), определившее начала структуры государственных органов управления лесным хозяйством, условия субсидирования и материального снабжения лесного хозяйства, а также настояния к профессиональной подготовке; • Инструкция по отпуску леса на корню (1869), закрепившая национальную специфику отпуска леса на корню и определившая тенденцию формирования лесных торгов в Рф-ии; лес с торгов продавали по таксовой оценке и корневой цене; • Поучение Лесного департамента по определению таксовой цены древесины при проведении лесоустройства (1883), определившее на длительное время механизм развития лесного дохода в Рф-ии исходя из рыночной цены единицы объема древесины, процента предпринимательской прибыли на вложенный капитал, затрат на рубку и заготовку единицы объема древесины, затрат на перевозку этой древесины по рекомендованной департаментом формуле; • Лесоохранительный закон (Положение о накоплении лесов, 1888), направленный на регулирование лесного хозяйства в частных лесах и предполагающий единый для всех лесовладельцев порядок лесопользования, с учетом их охранных функций. В частности, был определен режим пользования в предохранительных лесах, в т. ч. и сберегающих водоисточники. Владетели лесов, не признанных предохранительными, должны были составлять планы ведения хозяйства на основе правил, кои определяло Министерство государственных имуществ. При несоблюдении правил владетели лесов обязывались возродить леса на вырубках. Частные лесовладельцы обязаны были следовать государственной политике в области лесного хозяйства. Для соблюдения настояний «Положения о накоплении лесов» были созданы лесоохранительные комитеты. В 1905 г. по высшему повелению императора Николая II Устав лесной был введен в действие. В последующем он был переиздан несколько раз, а также дополнен и переработан в 1913 г., и использовался как базовый закон о лесном хозяйстве. Устав лесной закрепил всю систему отношений между государственными органами управления лесным хозяйством, частными лесовладельцами и лесопромышленниками. Уставом лесным предусматривалось составление плана ведения хозяйства, в коем надобно было указать «. . . определение порядка и количества рубки, обеспечивающих естественное возобновление». Начиная с Устава лесного проектирования стало одним из рычагов государственного регулирования ведения хозяйства и в частных лесах Рф-ии. Лесной кодекс РСФСР (1923) стал переломным моментом в формировании лесного законодательства: был образован единый государственный лесной фонд и введено деление собственно лесного хозяйства и лесопользования. Леса, согласно этому кодексу, передавались лесопользователям. Кроме того, ст. 8 на лесопользователей, в ведение которых передавали леса местного значения, возлагалась, помимо прочего, охрана лесов от пожаров, своевольных рубок, нерегулируемой пастьбы скота. Всё же Лесной кодекс РСФСР образца 1923 г. не стал в полной мере сводом основных законоположений в области лесного хозяйства и лесопользования. Лесное законодательство развивалось в ответ на запросы плановой экономической системы. В декабре 1929 г. было принято «Положение о советских лесных хозяйствах» (решение Экономического совещания РСФСР). Согласно этому документу, на лесное хозяйство были возложены функции лесопользования (лесозаготовок) и фактически случилось слияние лесного хозяйства и лесной промышленности, а все права и обязанности, связанные с лесом, были переданы в ведение ВСНХ. В 1930 г. лесничества были преобразованы в леспромхозы. В конце 1960-х годов, после экономических реформ по территориальной реструктуризации экономики, стала особенно актуальной классификация правовых основ ведения лесного хозяйства и лесопользования. Её результатом стали «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», принятые на 6-й сессии Высшего Совета СССР девятого созыва 17 июня 1977 г. Лесной кодекс РСФСР 1978 г. жестко регламентировал любые действия лесопользователей, но при этом довольно прогрессивно решал вопросы государственного управления лесами. В частности, к задачам лесного законодательства было отнесено регулирование лесных отношений в целях снабжения целесообразного употребления лесов, их охраны и защиты, воспроизводства и увеличения эффективности для ублаготворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине, др. лесной продукции и нарастания водоохранных, предохранительных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и других полезных естественных свойств лесов, а также охрана прав предприятий, учреждений, организаций и граждан, упрочение законности в области лесных отношений (в ред. Указа Президиума Высшего Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.). Базовыми положениями Лесного кодекса РСФСР образца 1978 г. были единая государственная собственность на все леса и понятие о едином государственном лесном фонде страны. При этом, в соответствии с земельным кодексом РСФСР, землями государственного лесного фонда исповедовались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Введение рыночных отношений потребовало от Высшего Совета РФ разработке и принятия новой законодательной базы, регулирующей правовые и экономические вопросы в государственной и частной сферах производства. В марте 1993 г. Высший Совет РФ принял постановление «О порядке введения в действие Основ лесного законодательства Российской Федерации». Данный закон содержал много передовых положений. Напр., в отношении важного вопроса лесного законодательства - определения понятия «лес», в нем сказано: «Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и др. компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии». Такое понятие леса соответствует его биологической сути и принятой в мировой практике терминологии. Собственник на леса в Основах указан не был, что объясняется отсутствием на момент их принятия новой Конституции РФ. Основы закрепляли только функции владетелей лесом по управлению лесным хозяйством (ст. 11) и их обязанности по повышению эффективности лесов (ст. 58), всё же в них не оговаривались ни права владетелей, ни их ответственность за состояние лесов и уровень ведения лесного хозяйства. Главнейшим достижением Основ считается ликвидация института лесосырьевых баз, когда на важных площадях бесплатно на срок до 50 лет и более лесосырьевые базы закреплялись за лесозаготовителями. Введение института аренды участков лесного фонда вместо института лесосырьевых баз было продиктовано необходимостью творения экономического механизма регулирования лесопользования. Система платежей за пользование лесным фондом, в соответствии с Основами, включала лесные подати и арендную плату. Предусматривалось, что лесные подати взимаются за древесину, отпускаемую на корню; заготовку живицы, незначительных лесных ресурсов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, некультурных плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, помещение ульев и пасек и др. виды побочных лесных пользований; пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, а также в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях. В составе лесных податей взималась плата и за землю лесного фонда. За аренду участков лесного фонда вносилась арендная плата. Лесные подати и арендная плата поступали в районные бюджеты тех районов, на территории которых осуществлялось пользование лесным фондом. Часть этих средств по решению районных органов власти могла направляться на охрану и защиту лесов. Несмотря на законодательное закрепление прав лесопользователей, в Основах лесного законодательства все действия лесопользователей сурово регламентировались. В частности, были определены определённые условия прекращения, приостановления и ограничения прав пользования лесным фондом (ст. 36, 37, 39), устанавливалась обязанность лесопользователей проводить лесовосстановительные мероприятия на вырубках (ст. 56), выполнять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а при появлении лесных пожаров - гасить их (ст. 35). В то же время лесопользователям предоставлялось право независимо выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом и заготовленная ими древесина или др. лесная продукция становилась их собственностью. Основы были разработаны и введены в действие до принятия новой Конституции РФ. Это обусловило наличие в них ряда расхождений с основным законом Рф-ии. Посему в 1995 г. по инициативе Правительства РФ началась работа по подготовке новейшего нормативного акта, кой обязан был исключить имеющиеся расхождения, и 4 февраля 1997 г. взамен Основ лесного законодательства введен в действие Лесной кодекс РФ (ЛК РФ). ЛК РФ (1997) стал федеральным законом прямого действия практически по всем направлениям его использования, если эти действия были прописаны в ЛК. Он состоит из трех частей: «Общая», «Особенная», «Заключительная» и включает 7 разделов, 20 глав и 138 статей. За годы использования ЛК многие статьи были изменены или отменены на основании федеральных законов. Базовое понятие в ЛК РФ - лесной фонд. В лесной фонд включены все леса, за исключением размещённых на землях защиты и землях заселённых пунктов (поселений), а также земли, не покрытые лесной флорой (лесные и нелесные земли). В отличие от Основ, в ЛК РФ 1997 г. была однозначно определена форма собственности на леса и пути её реструктуризации, поскольку в ЛК РФ подтверждена вероятность всех видов собственности на леса в соответствии с Конституцией РФ. Лесной фонд и размещённые на землях защиты леса определены ЛК РФ как федеральная государственная собственность, коя может быть передана в государственную собственность субъектов РФ на основании федерального закона. ЛК РФ предусматривает единую структуру государственных органов управления лесным хозяйством - федеральный и территориальные органы, а также регламентирует компетенцию субъектов РФ. Сохраняя формы организации лесопользования, неплохо зарекомендовавшие себя в предшествующий период, ЛК РФ внес существенные изменения и в эту сферу. Были ликвидированы лимиты лесосечного фонда - один из основных факторов, сдерживающих введение арендных отношений в лесопользовании, что должно было содействовать более целесообразному употреблению лесосырьевых ресурсов. Полномочия по решению вопросов предоставления участков лесного фонда в пользование переданы от районов на уровень субъектов РФ. Ряд др. трансформаций, внесенных ЛК РФ в порядок предоставления участков в пользование, был направлен на увеличение резонности принимаемых решений. В частности, порядок предоставления участков лесного фонда в аренду обязан исполняться через лесные конкурсы. ЛК РФ исключил из лесного фонда РФ урбанистические леса, с целью нарастания внимания к ним со стороны администраций градов и поселков, на территории которых эти леса находятся. В полном соответствии с Конституцией РФ в ЛК РФ отрегулированы вопросы полномочий органов туземного самоуправления в области употребления, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.