Лесной департамент, центр денежного лесного управления в Рф-ии. Образован 26 мая 1798 г. при Интендантской экспедиции государственной Адмиралтейств-коллегии. После учреждения лесного департамента все казенные леса империи, кроме помещичьих, были поручены ведению Адмиралтейств-коллегии. В 1802 г. лесной департамент был подчинен Министерству финансов. Устав о лесах, утвержденный 11 ноября 1802 г., обусловил, что главный директор государственных лесов подчиняется императорскому величеству, сенату и министру финансов. В период подчинения лесного департамента Министерству финансов были решены важнейшие вопросы, оказавшие огромное воздействие на дальнейшее формирование лесного хозяйства: устройство лесных училищ для подготовки служебного персонала, объяснение законоположений о самовольных рубках и взыскании штрафов с порубщиков, с установлением всеобщих для всего государства правил, проведены опыты по устройству наиболее ценных лесных дач и приведены всеобщие правила продажи казенного леса. В 1837 г. учреждено Министерство государственных имуществ, которому переданы дела по лесной части. В 1839 г. издано Положение о Корпусе лесничих. Лесное ведомство получило военное устройство, а все чины его ведомства - губернского лесного управления и академических лесных заведений, постоянная лесная стража объединены в один состав под названием Корпус лесничих. Обязанности министра государственных имуществ по части лесов, утвержденные в 1855 г., включали охрану лесов от уничтожения; извлечение из них предельного дохода; увеличение лесов в местах, кои в них нуждаются. Кроме того, министр беспокоился о ведении в лесах верного лесного хозяйства и о разведении лесов в местах безлесных. Реформы 1861 г. резко модифицировали общественный и экономический строй Рф-ии. Изничтожение крепостного права отразилось и на ведении лесного хозяйства в казенных лесах: были отменены охрана лесов силами государственных селян и бесплатное использование их при лесоустроительных и лесохозяйственных работах, начали появляться проблемы с хищнической рубкой леса. В эти годы забота правительства о накоплении частных лесов ограничивалась изданием некоторых положений и правил, касавшихся губерний и уездов. В 1888 г. вышло «Положение о сбережении лесов», под действие коего подпадали все леса - казенные, удельные, разнообразных обществ и частные. Всеобщий присмотр за осуществлением Положения был возложен на лесной департамент, а непосредственная охрана лесов в каждой губернии - на Лесоохранительный комитет под председательством губернатора. В 1894 г. лесной департамент стал органом Министерства земледелия и государственных имуществ. Этому министерству было вверено заведование сельскохозяйственной, лесной и горной промышленностью, а также государственным имуществом. В эти годы вводится понятие «хозяйственный план в лесничествах» на каждый будущий год. Единовременно были установлены съезды лесничих по районам, на которых обсуждались хозяйственные планы и мероприятия. В лесном департаменте представлялись сводные решения съездов по губернии. Со времени учреждения лесной департамент и до конца XIX в. главнейшими обязанностями этого учреждения были извлечение лесных доходов и совершенствование состояния лесов. С 1888 по 1897 г., т. е. только за одно десятилетие, лесной доход по всем губерниям возрос на 80-100 % по сопоставлению с предшествующим десятилетием. При этом, по оценке лесного департамента в 1898 г., случилось немаловажное совершенствование состояния лесов, т. к. количество леса, отпускаемого на продажу, ни в одной губернии не превышало вероятного отпуска по планам лесного хозяйства. Лесная промышленность быстро и неорганизованно формировалась, пополняя казну немалыми доходами, в то же время объемы лесоохранных и лесохозяйственных работ были недостаточны, что приводило к изнурению леса. Нужно отметить, что для оценки лесных ресурсов, бытовавшей в конце XIX - начале XX вв., был характерен излишний оптимизм. Как писал М. М. Орлов, «леса центра и юга истощаются рубками, леса же севера гниют и горят вследствие недоступности». Чрезвычайно слабое пользование лесов Сибири и Дальнего Востока подтверждалось и тем фактом, что на казенные леса европейской части приходилось 92 % лесного дохода. Смена общественно-политического строя Рф-ии в 1917 г. повлекла за собой изменение форм и отношений собственности на леса. В 1918 г. вышел основной закон о лесах, согласно которому лесной департамент был реорганизован в Центральное управление лесами (ЦУЛ) в структуре Народного комиссариата земледелия.
|