Суббота, 23.11.2024, 04:09
Сайт посвящён Древу – всё о Природе, и не только…
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта



Категории раздела
А [66]
Б [81]
В [120]
Г [73]
Д [105]
Е [16]
Ж [13]
З [75]
И [28]
К [132]
Л [160]
М [78]
Н [33]
О [87]
П [216]
Р [94]
С [134]
Т [98]
У [21]
Ф [30]
Х [20]
Ц [20]
Ш [22]
Щ [4]
Э [40]
Ю [1]
Я [12]
Наш опрос
Сколько Вам Лет?
Всего ответов: 391
 Статьи
Главная » Статьи » Энциклопедия лесного хозяйства » Л

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО


Лесное хозяйство, система деяний, направленных на воспроизводство и выращивание лесов, охрану их от пожаров, вредителей и хворей, регулирование лесопользования, контроль за применением лесных ресурсов, обследование и учет лесов. Во исполнение указов Петра I в отношении лесов была создана соответствующая организационная структура, существовавшая до 1782 г. практически без изменений. Именно в это время государство определило свою ответственность за сохранение лесов и регулирование их использования и воспроизводства, а также ввело небесплатный отпуск леса на корню (указ Екатерины II в 1769 г. ). В 1798 г. Указом императора Павла I созидается Лесной департамент в составе Адмиралтейств-коллегии. В 1803 г. все государственные (казенные) леса передаются из подчинения Адмиралтейств-Коллегий в ведение Министерства финансов. В распоряжении Адмиралтейств-коллегий были оставлены только корабельные леса, переданные в 1817 г. в распоряжение военно-морского ведомства. В 1843 г., в итоге перестройки государственных органов власти, Лесной департамент был включен в систему Министерства государственных имуществ. Сложилась следующая структура управления лесным хозяйством Рф-ии. Лесной департамент при Министерстве государственных имуществ опирался в своей деятельности на 50 территориальных органов: 14 управлений государственных имуществ и 36 управлений земледелия и государственных имуществ. Каждое управление определяло ведение лесного хозяйства в 1-2 губерниях Рф-ии. Территория управления делилась на несколько лесничеств, объединенных в районы. За ведение лесного хозяйства на территории одного района, объединявшего несколько лесничеств, отвечал лесной ревизор. Лесничества были главнейшим опорным звеном системы. По площади и функциям они в определенной степени соответствовали сегодняшним лесхозам. При этом лесничества были, вплоть до советского периода, лесными учреждениями, построенными по централизованному принципу управления. В их обязанности входило ведение лесного хозяйства в государственных (казенных) лесах, а также проведение государственной лесной политики в частных лесах через лесоохранительные комитеты. Срединный аппарат Лесного департамента имел шесть отделений, одно из которых (третье) занималось охраной леса, рассматривало самовольные рубки, первопричины лесных пожаров, злоупотребления лесной стражи, несоблюдения Лесного устава. Сложившаяся к середине XIX в. территориальная структура обладания лесами именовалась «лесные дачи». Лесные дачи (или просто дачи) - юридически оформленные и обмежеванные органами государственного межевания лесные территории, для которых собирался план ведения лесного хозяйства, начиная с лесоустроительной инструкции 1845 г. Данный метод установления территориальных единиц ведения лесного хозяйства навсегда, по-видимому, предрешил задачи лесного хозяйства, включая систему устройства лесов и ведения хозяйства в них, а также отпуск леса и лесной торговли. Цели и задачи лесного хозяйства стали определяться лесоустройством не вообще, а в каждой конкретной даче, на строго определенной площади, границы коей не менялись длительное время. Лесоустроительные инструкции последовательно ставили перед лесным хозяйством задачи приведения в известность площадей, запасов древесины и состояния лесов на территории устраиваемых дач посредством лесоустройства. Лесоустройство должно было определять точное количество леса, вероятного к ежегодной рубке без обеднения дачи, с указанием определённых мест на территории дачи, кои в определённый год после лесоустройства могут быть вырублены. Таким образом, с помощью лесоустройства решались такие важнейшие задачи ведения лесного хозяйства, как прекращение неверных рубок и организация мер по охране лесов, контроль за лесопользованием, организация действенных и «удобоисполняемых» действий для снабжения восстановления вырубаемых лесных территорий. Для государственных лесов цель лесного хозяйства определялась как снабжение государства необходимым количеством лесных материалов при сохранении лесов без их изнурения. Начиная с Инструкции для оценки лесов 1872 г. в качестве цели лесоустройства было сформулировано установление планов точного лесного хозяйства для получения устойчивого дохода от лесов. Под устойчивым доходом при верном ведении лесного хозяйства понимались практически любые виды дохода, извлекаемого из лесов. Лесоустроительными инструкциями 1883 и 1900 гг. для удельных лесов были определены задачи лесоустройства по установлению планов ведения лесного хозяйства, обеспечивающих извлечение устойчивого предельного дохода при постепенном совершенствовании состояния лесов и роста их ценности. Принятым в 1888 г. «Положением о накоплении лесов» был определен режим лесопользования в предохранительных лесах, в т. ч. и сберегающих водоисточники. Владетелям лесов, признанных предохранительными, предлагалось составлять планы хозяйства в них с соблюдением правил, кои определяло Министерство государственных имуществ. Если эти правила нарушались, то владетели лесов обязывались возобновить вырубки. Таким образом, частные лесовладельцы были обязаны следовать государственной политике в области лесного хозяйства. Для соблюдения настояний «Положения о накоплении лесов» были созданы лесоохранительные комитеты. Система лесного хозяйства в конце XIX - начале XX вв. имела важный лесной доход. Ведение лесного хозяйства в государственных (казенных) лесах позволяло не только покрывать траты на лесоустройство и ведение хозяйства, но и существенно пополнять государственный бюджет. Смена социально-политического устройства Рф-ии привела к реформам Л. х. в 1918 г. На первом этапе советского периода истории Рф-ии реформы были связаны с переходом от государственной экономически самодостаточной и лесоводственно эффективной системы Л. х. к принципиально новейшему типу. Сначала, согласно циркуляру Временного правительства от 28 июля 1917 г. , в каждом лесничестве были определены Советы по управлению лесами, председателями которых назначали лесничих. Потом письмом Совета Всенародных Комиссаров от 5 апреля 1918 г. была провозглашена государственная собственность на леса. Инструкция Управления лесами Наркомзема РСФСР от 1926 г. просто воспроизвела основные положения Инструкции 1914 г. , добавив к ним новации, обусловленные поиском новой терминологии будущей плановой экономики без собственников, когда все разнообразие экономических отношений выражалось одним термином - «народное хозяйство». В этой инструкции впервые для советского периода истории Л. х. были сформулированы его цели и задачи, распространяемые на все леса Рф-ии в границах её территории:

1) снабжение постоянства пользования лесами;
2) удовлетворение в древесине всех отраслей народного хозяйства и местного населения;
3) полное и неистощительное извлечение всех видов полезностей из леса;
4) совершенствование состава и роста лесов в связи с поддержанием и поднятием эффективности почв. Отражением ситуации в лесном хозяйстве того времени был утвержденный в 1928 г. Наркомторгом первый план лесоснабжения в виде сводного баланса и плана распределения лесных материалов. С этого времени ведет отсчет новейший, чрезвычайно важнейший этап формирования лесного хозяйства и лесной промышленности Рф-ии. В 1930 г. лесничества преобразуют в леспромхозы, что сразу отрицательно повлияло на ублаготворение потребностей народного хозяйства в предохранительных и природо-образующих ресурсах и привело в 1931 г. к делению лесов на зоны лесопромышленного и лесокультурного назначения с передачей последней в ведение Наркомзема СССР. В 1936 г. были выделены леса водоохранной зоны. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 июля 1936 г. было организовано Главное Управление лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР и упразднено Управление лесного хозяйства Наркомзема СССР. Главному управлению при СНК СССР были подчинены главные управления при СНК союзных республик. Хозяйственной производственной единицей становятся лесхозы с разделением на лесничества и без лесничеств. В 1931-1933 гг. правительство отказалось от принципов постоянства и равномерности пользования лесом, поскольку они не соответствовали плановому началу социалистического лесного хозяйства. Была отвергнута прибыльность как основной стимул организации лесного хозяйства, что привело к удалению понятий качественной и хозяйственной спелости леса. Понятие финансовой зрелости, определяемой по земельной ренте, было отнесено к положениям вульгарной политической экономии (ложная стоимость). Спелости леса, имевшие в основе экономические принципы, почти все были отвергнуты. Стержневое в системе принципов постоянства и непрерывности пользования лесом понятие оборота рубки, было заменено понятием возраста рубки главного пользования. Одна из самых важнейших реформ лесного хозяйства в XX в. была проведена во время Великой Отечественной войны, когда в 1943 г. правительство приняло решение о делении лесов на три группы не по территориальному, а по функциональному показателю. Такое серьезное преобразование принципов ведения лесного хозяйства потребовало изменения организационных структур. В 1947 г. было основано Министерство лесного хозяйства СССР на базе Главлесоохраны. На местах основной формой предприятий стал лесхоз. В зоне предохранительного лесоразведения были созданы лесомелиоративные станции. Параллельно, для реализации планов творения государственных предохранительных лесных полос, облесения песков и т. п., начала слагаться система управления ненатуральным лесоразведением в степных и лесостепных районах СССР. В том же лете на базе Наркомлеса было создано Министерство лесной промышленности СССР, которому передали леса бассейнов рек Северная Двина, Печора, Кама, Вятка, Унжа и др. в европейской части Рф-ии, где еще сохранялись большие массивы спелых и перестойных лесов. Изнуренные лесопромышленниками леса и обезлесенные территории передавались органам лесного хозяйства для возрождения. В 1957 г. лесное хозяйство передается в состав совнархозов, где оно объединяется с лесной промышленностью. С 1959 по 1966 г., пока лесное хозяйство находилось в ведении совнархозов, отмечается ухудшение признаков лесного фонда (уменьшилась площадь лесопокрытых земель, расширилась площадь малоценных древостоев, очень замедленно исполнялись мероприятия по формированию лесных культур). С 1961 г. лесное хозяйство в союзном масштабе координирует Госплан СССР вместе с Министерством сельского хозяйства СССР. Для совершенствования руководства лесными отраслями в 1962 г. был сотворён Государственный комитет Совета Министров СССР по лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесному хозяйству, кой в 1963 г. перешел в ведение Госплана СССР. Всё же эти организационные мероприятия не оказали позитивного воздействия на формирование лесного хозяйства и состояние лесов. В связи с переходом к отраслевой структуре управления государственной экономикой в 1965 г. был сотворён союзно-республиканский Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР. Организовалась единая общегосударственная (союзная) система лесного хозяйства, что позитивно сказалось на состоянии лесов. На 6-й сессии Высшего Совета СССР девятого созыва 17 июня 1977 г. были приняты «Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик», а в 1978 г. - Лесной кодекс РСФСР. В середине 1980-х годов обсуждался вопрос о вторичном объединении лесного хозяйства и лесной промышленности, но этого не случилось. Всё же в 1988 г. принимается решение о создании немалого количества «комплексных лесных предприятий» с передачей им лесного фонда в многолесных районах в системе Минлеспрома СССР, что противоречило научно обоснованной системе организации лесопользования и возвращало ведение лесного хозяйства к временам совнархозов. В 1988 г. Гослесхоз СССР был преобразован в Госкомитет СССР по лесу (Госкомлес). Основной целью его сотворения было нарастание государственного контроля за правильным пользованием и воспроизводством лесных ресурсов и снабжение научно-технического прогресса в лесном хозяйстве. Госкомлес СССР просуществовал до 1 февраля 1992 г. и был ликвидирован указом Президента Рф-ии в связи с распадом СССР. В 1992 г. часть системы лесного хозяйства, сохранившаяся в составе Рф-ии, была передана в ведение Министерства лесного хозяйства РСФСР. Это министерство, в свою очередь ликвидированное в ходе реформ 1992 г., было переименовано в Комитет по лесу в составе Министерства естественных ресурсов и охраны окружающей среды. Комитет по лесу в составе Минприроды Рф-ии просуществовал кратковременно. В силу разнообразных первопричин, главная из которых - специфика лесного хозяйства, совмещающего в себе функции контроля со стороны собственника (государства) и функции хозяйственной деятельности на территории исходных единиц управления - лесхозов и лесничеств, Комитет по лесу был выделен из состава Минприроды Рф-ии и преобразован в Федеральную службу лесного хозяйства Рф-ии (Рослесхоз). Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 была утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Федеральная служба лесного хозяйства этим указом была упразднена, а её функции и полномочия переданы Министерству естественных ресурсов Российской Федерации (МПР России). При МПР Рф-ии была сформирована Государственная лесная служба, начальником коей был назначен первый зам министра. Очередное реформирование лесного хозяйства содеялось в 2004 г. в рамках административной реформы и совершенствования структуры федеральных органов власти в соответствии с указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. Согласно этому Указу была определена жестко детерминированная трехзвенная структура федеральных органов государственной власти. Было поставлено, что МПР Рф-ии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и снабжения экологической безопасности. Кроме того, МПР Рф-ии осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по присмотру в сфере экологии и природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию. Ведение лесного хозяйства было возложено на Федеральное агентство лесного хозяйства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) находится в ведении МПР Рф-ии и осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Основными функциями Рослесхоза являются:
а) снабжение целесообразного, беспрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты), осуществления мер по лесному семеноводству, гидромелиоративных и других работ по ведению лесного хозяйства, целесообразного пользования земель лесного фонда, сохранения и нарастания средообразующих, предохранительных, водоохранных, рекреационных и других небезполезных естественных свойств лесов;
б) предоставление прав пользования участками лесного фонда;
в) снабжение проведения лесоустройства;
г) оказание государственных услуг, связанных с предоставлением информации о состоянии участков лесного фонда, организацией выбора участков лесного фонда для разрешенных видов лесопользования;
д) выполнение государственного мониторинга лесов;
е) ведение государственного учета лесного фонда, отнесение в установленном порядке лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы сообразно в др. группу или категорию;
ж) ведение государственного лесного кадастра;
з) рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли других категорий. Рослесхоз осуществляет полномочия собственника в отношении потребного для снабжения осуществления функций федеральных органов государственной власти федерального имущества, в т. ч. переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным ему. С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2004 г. № 199-ФЗ. Он внес ряд модификаций и дополнений в Лесной кодекс РФ в части разделения полномочий между органами государственной власти, в частности, между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. В соответствии с ФЗ, субъектам РФ передаются 2 блока полномочий. Первый блок связан с передачей субъектам РФ прав обладания, пользования, распоряжения определенной частью лесного фонда, а именно: лесами, прежде находившимися в ведении сельскохозяйственных организаций (т. н. сельские леса). Сельские леса представляют собой структурно и технологически обособленные массивы с независимыми материалами лесоустройства, планами ведения лесного хозяйства. Вторая группа полномочий касается тушения лесных пожаров на всей территории лесного фонда РФ. Все организационные полномочия по тушению лесных пожаров в части разработки и утверждения мобилизационных планов, привлечения населения и техники остается за органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом на них возлагается только одна дополнительная обязанность - платить за счёт выделенных в качестве субвенций из федерального бюджета средств работы по тушению лесных пожаров. Современное лесное хозяйство Рф-ии опирается на территориальную сеть единиц управления лесами - лесхозы, деятельность которых координируют территориальные органы управления лесным хозяйством в субъектах РФ (региональные агентства лесного хозяйства).

Категория: Л | Добавил: Woody (25.07.2012)
Просмотров: 5408 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright Woodyman.ru © 2024
Поиск
Статистика
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0